Документы по подготовке экспортной сделки
1 | 2 | 3 | 4 |
Несколько слов о порядке аннулирования контракта
Типовые контракты и соглашения об общих условиях поставки
Упаковка должна обеспечить при условии надлежащего обращения с грузом полную сохранность товара, предотвратить его от повреждений при транспортировке всеми видами транспорта с учетом перевалок, а также предохранять товар от атмосферных влияний.
В западноевропейских странах приняты единые нормы по упаковке товаров. МОС, международная организация по стандартизации (ISO) разработала инструкции, которыми следует руководствоваться при экспортной упаковке товаров.
Род упаковки зависит от ее назначения, от особенностей товара. Различают внешнюю упаковку - тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. Качество той и другой упаковки устанавливается перечислением требований, которым они должны удовлетворять. При наличии установленных стандартов или технических условий на упаковку и качество может определяться ссылкой на соответствующие стандарты и технические условия. Требования к упаковке можно условно разделить на общие и специальные. Общие должны обеспечить физическую сохранность грузов при их транспортировке, специальные выдвигаются импортерами. При переходе упаковки в собственность импортера вместе с товаром он оплачивает ее стоимость экспортеру. Способ оплаты вносится в контракт: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара, определение цены упаковки отдельно. Тара может быть также возвратной.
При этом устанавливается порядок возврата.
Н а п р и м е р:
"Проданный по настоящему контракту товар (бихромат натрия) должен быть упакован в металлические барабаны, масса нетто 75 кг (как вариант: полиэтиленовые мешки, вложенные в многослойные бумажные и джутовые решки, масса нетто 50 кг). Упаковка должна выдержать морскую, железнодорожную и автомобильную перевозки. Стоимость упаковки включена в стоимость товара".
Правильная и рациональная упаковка может быть достигнута лишь тогда, когда имеется точное представление о требованиях, предъявляемых к упаковке товара, в процессе транспортировки от завода-изготовителя до покупателя. Необходимо детальное знание свойств товара, например, таких, как физическое состояние, наружный вид, цвет, вес, затариваемое количество, поведение по отношению к физическим и химическим воздействиям и т.п. Требования в связи с транспортировкой - необходимо учитывать способ транспортировки, расстояние и продолжительность, возможность перегрузки в пути, температурный режим и влажность во время перевозки (условия погоды), способ оплаты транспортировки, совместимость с другими грузами и др. При морской перевозке необходимо учитывать давление на груз других грузов, а также боковое давление под влиянием крена судна, глубину трюмов и их размеры, размеры грузовых люков, возможность проникновения посторонних запахов и загрязняющих веществ.
При железнодорожных перевозках учитывается возможность частных перевалок, толчков в пути в результате торможения и при маневрировании, размеры мостов, тоннелей, а также габариты, вес и внешнюю форму грузового места, восприимчивость к сырости.
При авиационных перевозках тара должна быть прежде всего максимально облегченной. Для легко воспламеняющихся грузов она должна быть огнестойкой и плотно закрытой.
При автомобильных перевозках характер упаковки зависит от вида товара, грузоподъемности автомашины, состояния дороги и других условий.
Таможенный режим предъявляет к упаковке свои требования содержащиеся в таможенном тарифе, что имеет особое значение при взимании специфических таможенных пошлин с веса брутто товара. Упаковка в этом случае должна быть по возможности более легкой, особенно для таких товаров, у которых вес тары велик по отношению к весу самого товара. Следует заметить, что упаковка, представляющая самостоятельную ценность или сделанная из ценных материалов, облагается особой пошлиной дополнительно к обложению товара и это необходимо заранее учитывать при подготовке товара к отгрузке.
Во многих странах законодательство запрещает ввоз товаров в определенной упаковке, а в некоторых странах введены импортные пошлины на отдельные виды упаковочных материалов (например, стеклянную посуду, металлические листы).
Маркировка грузов является важнейшим элементом в технологии внешнеторговых операций. Она выполняет следующие функции:
- по существу представляет товаросопроводительную информацию - содержит номер контракта, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места, число мест в партии или трансе и др.
- является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом ("не кантовать", "беречь от огня", "беречь от влаги" и т. д.).
Эти функции определяют обязательные реквизиты маркировки, которые должны быть нанесены экспортерами на русском и/или иностранном языке на двух сторонах грузового места или прочно прикрепляется на видном месте бирка с маркировкой. Номер транса присваивается иногда по просьбе покупателя каждой товарной партии при импорте в Россию, когда поставляется импортный товар различным потребителям или когда импортируется товар в больших объемах.
Например:
"Продавец за свой счет на каждое место партии товара с двух сторон должен нанести по трафарету несмываемой краской на ............ языке следующую маркировку:
наименование отправителя; наименование товара; номер контракта; наименование получателя; вес брутто и нетто места; номер места и число мест в партии.
А также в случае необходимости специальную маркировку, инструктирующую перевозчика об обращении с грузом".
В тем случаях, когда маркировка явно не оговорена в контракте, она должна включать:
-наименование продавца;
- наименование покупателя;
- номер контракта;
- место назначения;
- номер упаковочной единицы и их общее количество;
- габариты упаковочной единицы;
- вес упаковочной единицы брутто;
- вес упаковочной единицы нетто;
- указание по транспортировку и погрузке-разгрузке ("верх", "низ", "осторожно", "не кантовать", "беречь от огня" и т. п.);
- указания во избежание инцидентов при транспортировке опасных товаров;
- страну изготовления товара.
При торговле машинами и оборудованием к упаковке могут быть предъявлены дополнительные требования. В контракте указываются размеры упаковки при купле-продаже крупногабаритных товаров. Они должны упаковываться с учетом габаритов подвижного состава железной дороги и автомобиля, и упаковка должна быть приспособлена к перегрузке кранами и/или погрузчиками. Могут быть определены предельные размеры негабаритных товарных мест и порядок согласования с покупателем их размеров.
Оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы ("форс-мажор")
Почти все контракты купли-продажи содержат условие, которое разрешает переносить срок исполнения контракта или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления после его подписания независящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению контракта. В контракте целесообразно определить, какие обстоятельства относят стороны к форс-мажорным.
Интересы экспортера и импортера в этом случае не совпадают. Обычно продавец (экспортер) стремится перечислить в контракте максимальное число возможных обстоятельств, включая и такие как невозможность получения транспортных средств, авария на производстве, недостача сырья, электроэнергии, рабочей силы.
При обстоятельствах непреодолимой силы срок исполнения контракта отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать эти обстоятельства или их последствия. Если они будут действовать дольше согласованного сторонами в контракте срока, то каждая из сторон имеет право отказаться от дальнейшего исполнения контракта и в этом случае ни одна из сторон не будет иметь право на возмещение другой стороной возможных убытков.
форсмажорные обстоятельства делятся на две категории: длительные и кратковременные. К первым обычно относятся, прежде всего, запрещение экспорта (иногда и импорта), война, блокада, валютные ограничения или другие мероприятия правительств и правительственных органов. К кратковременным относятся пожары, наводнения, другие стихийные бедствия, замерзание моря, закрытие морских проливов, лежащих на обычном морском пути между портами погрузки и выгрузки, отклонения в пути, вызванные военными действиями и др.
Длительность устанавливаемого в контрактах срока действия "форс-мажора" определяется с учетом срока исполнения договора, характера товара, торговых обычаев (например, на скоропортящиеся товары - не более 15-30 дней, на сырьевые товары - 3 месяца, на оборудование 3-6 месяцев).
Контрактом устанавливается, что сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств, должна информировать контрагента о наступлении "форс-мажора" и его прекращении в пределах строго ограниченных сроков и представить соответствующие подтверждающие документы, которыми чаще всего служат свидетельства (справки, сертификаты) национальных торговых палат.
Например:
"Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы - "форс-мажора" (пожара, наводнения, землетрясения и других стихийных бедствий, блокады, военных действий, эпидемии, введения государством эмбарго на экспорт или импорт проданного товара) и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего контракта. Срок исполнения по контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства. В случае, если эти обстоятельства будут продолжаться более ............ месяцев, дней, то каждая из сторон будет иметь право отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по контракту, без права возмещения возможных убытков. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по контракту, должна немедленно, но не позднее 10 дней, известить другую сторону о наступлении и прекращении обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств. Надлежащим доказательством наличия указанных обстоятельств и их продолжительности будут служить справки, выдаваемые торгово-промышленными палатами страны Покупателя или Продавца. Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств лишает сторону права ссылаться на них."
Приведение исчерпывающего перечня обстоятельств в контракте оправдано поскольку по законам различных стран понятие "форс-мажора" неоднозначно. Поэтому границы перечня можно расширить путем добавления записи ".................... и других обстоятельств, независящих от сторон". В этом случае под обстоятельства, освобождающие от ответственности, могут попасть и случайные события.
Санкции за нарушение выполнения обязательств
Чтобы стимулировать экспортеров в своевременном выполнении обязательств и компенсировать возможные потери импортеров, в контрактах следует предусмотреть взыскание с экспортеров штрафов, обычно в размерах, прогрессирующих от длительности просрочек.
За просрочку в поставке продавец в соответствии с условиями контракта обязан уплатить неустойку - конвенциональный штраф, чаще всего он предусматривается в тех случаях, когда покупатель оплачивает товар полностью или частично авансом. Размер конвенционального штрафа фиксируется в контракте в виде процента от стоимости непоставленного товара или в виде определенной твердой суммы.
Например:
"В случае просрочки в поставке товаров против сроков, установленных настоящим контрактом, Продавец уплачивает Покупателю штраф в размере 0,5 % стоимости не поставленного в срок товара за каждую начавшуюся неделю в течение первых четырех недель просрочки и 1% за каждую начавшуюся последующую неделю. Общая сумма штрафа не должна превышать 10 % стоимости не поставленного в срок товара. Если просрочка в поставке товара превысит три месяца, Покупатель вправе без обращения в арбитраж аннулировать контракт полностью или частично без возмещения Продавцу каких-либо расходов или убытков, вызванных аннулированием контракта. В этом случае Продавец обязан уплатить Покупателю штраф в размере 10 % стоимости не поставленного в срок товара и немедленно возвратить Покупателю все суммы, уплаченные им по настоящему контракту, включая 12 % годовых. В случае частичного аннулирования подлежат возврату суммы, уплаченные Покупателем за товар, поставка которого подпадает под такое аннулирование. Размер конвенционального штрафа не подлежит изменению в арбитражном порядке. Конвенциональный штраф взыскивается путем удержания причитающихся сумм при оплате счетов Продавца. Если покупатель по каким-либо причинам не удержит сумму штрафа, Продавец обязуется уплатить сумму штрафа по первому требованию Покупателя". Если продавец не уплачивает штраф, несмотря на предупреждение покупателя, последний имеет все основания для обращения в арбитраж. Следует учесть, что законодательство некоторых стран, в частности США и Великобритании, не признает конвенциональных штрафов, поэтому нарушитель, если контракт подчиняется материальному праву этих стран, будет обязан только возместить убытки.
Максимальная величина штрафов чаще всего ограничивается 8-10 % от стоимости не поставленных в срок товаров. Следует имеет также в виду, что законодательства многих стран допускают взыскание наряду со штрафами и убытков, причем они не освобождают от выполнения обязательств по поставкам.
Контракты могут содержать право импортеров отказаться от их исполнения, если из-за длительности просрочки они потеряли коммерческий интерес к получению товаров. Требование возмещения убытков при этом за ними сохраняется.
Например:
"В случае, если Продавец допустит просрочку в поставке проданного по настоящему контракту товара, он уплачивает Покупателю штраф в размере 0,5 % стоимости непоставляемого в срок товара за каждую начавшуюся неделю просрочки, однако общая сумма штрафа не должна превышать 10 % непоставленного в срок товара.
Если просрочка в поставке товара превышает .................. месяца Покупатель вправе аннулировать контракт полностью или частично без возмещения Продавцу каких-либо убытков, при этом Продавец обязан уплатить Покупателю штраф в размере 10 % стоимости непоставленного в срок товара."
Могут возникнуть в процессе выполнения контрактов нарушения обязательств и со стороны импортеров, которые являются причиной возникновения убытков экспортеров. К ним можно отнести задержки в представлении необходимой документации, в открытии аккредитивов, в производстве платежей. Поэтому контракты могут включать санкции и к импортерам.
Например:
"При неоткрытии аккредитива в установленный в настоящем контракте срок или задержке платежа, когда товар должен быть оплачен Покупателем против извещения о готовности его к отгрузке, Продавец имеет право задержать соответственно поставку товара. В этом случае Покупатель обязан уплатить Продавцу за каждый день опоздания против сроков, установленных в контракте, по день открытия аккредитива или соответственно по день платежа штраф в размере 0,05 % суммы аккредитива, суммы платежа.
Если опоздание превысит ................дней, то Продавец имеет право отказаться от исполнения контракта в соответствующей части или полностью и потребовать от покупателя возмещения всех возникших вследствие этого убытков в части, не покрытой штрафом".
В контракте необходимо установить ответственность и ее размеры за нарушение (несоблюдение) других взятых на себя сторонами обязательств:
- запродажу товара под другим названием или видом (10 % плюс убытки);
- за реэкспорт товара в третьи страны ни непосредственно, ни через третьих лиц без письменного согласия на то Продавца, если такой запрет записан в контракте (10 % плюс убытки):
- за нарушение требований контракта к качеству, упаковке, маркировке -штраф в размере .......... %;
- за неизвещение или несвоевременное извещение об отгрузке - штраф в размере .............. %;
- за отсутствие на судне с товаром в порту прибытия всех или какого-либо из отгрузочных предусмотренных в контракте документов - штраф .......... % стоимости партии груза за каждый день, начиная с даты прибытия судна;
- за нарушение условий контракта по оформлению документов - штраф с Продавца ......... %;
- за нарушение порядка отгрузки, укладки и сепарации товара в трюмах судна - штраф ........... %;
- за нарушение срока оплаты штрафов - штраф в размере ......... % от суммы этого требования за каждый день просрочки;
- за односторонний отказ от выполнения контракта - штраф 10 %;
- за простой транспортных средств, доставивших товар, по вине Покупателя -штраф в размере 30 % от стоимости товара плюс убытки.
Приведен далеко не полный перечень возможных нарушений или несоблюдение условий контракта купли-продажи и санкций. Но и он показывает всю серьезность принимаемых обязательств при подготовке и согласовании текста контракта. Здесь велика роль юристов. Короткий текст контракта не лучший путь избежать материальных потерь при его исполнении. Для наших предпринимателей нередко неожиданным оказывалось, что при отсутствии в контракте условий по какому-либо вопросу пробел контракта восполнялся с помощью норм применяемого права, а в некоторых случаях и торговыми обычаями.
В этом пункте контракта устанавливается порядок извещения экспортера о готовности товара к отгрузке и о произведенной отгрузке, определяется срок и способ такого уведомления (например, по телеграфу или теле-тайпу). Если в контракте установлено, что местом поставки будет склад экспортера, то последний должен уведомить о готовности товара тогда, когда он будет подготовлен к сдаче.
При принятии экспортером на себя обеспечения перевозки он обязан немедленно после отгрузки или в течение срока, установленного в договоре, послать импортеру по телеграфу/телетайпу извещение об отгрузке.
Например:
"Продавец извещает за свой счет по телеграфу (телетайпу) покупателя не позднее чем за ......... дней-до наступления срока поставки о готовности товара к отгрузке, а также в течение .......... рабочих дней после отгрузки, приведя следующие данные: дату отгрузки, наименование товара, количество мест, вес брутто и нетто, номер контракта, наименование судна и номер коносамента при морских отгрузках; номер рейса и авианакладной при авиаотгрузках; номер автотранспортного средства и номер товаротранспортной накладной при автомобильных перевозках; номер железнодорожной накладной при железнодорожных отгрузках; номер почтовой квитанции при почтовых отправлениях. Извещение об отгрузке должно быть подтверждено письмом." В этом пункте часто дается перечень отгрузочных документов, которые экспортер обязан предоставить импортеру в установленные сроки.
Например:
"Продавец должен выслать вместе с грузом следующие документы: 2 копии весовых спецификаций, 2 копии сертификата качества завода-изготовителя или гарантийного письма продавца.
Кроме того, с капитанской почтой должны следовать копия коносамента и копия весовой спецификации, предназначенные для таможни в порту назначения".
или
"Продавец обязан после каждой отгрузки не позднее чем через 5 дней переслать по почте подробную повесовую спецификацию отгруженного по одной железнодорожной накладной товара, дубликат накладной".
Эту статью в контракте можно объединить со статьей "Транспортные условия".
В процессе выполнения контрактных обязательств по поставке товаров стороны вступают в договорные отношения как с транспортными организациями в своих странах, так и за рубежом. При планировании отправки груза и выборе вида транспорта следует тщательно анализировать следующие факторы: вид груза, расстояние и маршрут перевозки, фактор времени, стоимость перевозки. Прежде всего, речь идет о перевозке грузов от производителей до выходных пунктов в своей стране. Здесь используется, главным образом, железнодорожный, автомобильный, речной транспорт. А дальше включается международный транспорт, где главную роль играют: морские перевозки ввиду их экономичности по сравнению с другими видами транспорта, а также автомобильный.
Существуют различные классификации морских судов в зависимости от видов перевозимых грузов, регулярности рейсов, форм договоров перевозки. Наибольший интерес представляет разделение морских перевозок на трамповое и линейное судоходство. Такие перевозки оформляются разными документами.
Трамповыми называют суда, которые совершают нерегулярные рейсы без четкого расписания и направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтователей имеется спрос на тоннаж. Трамповые суда перевозят в основном массовые грузы: лес, руду, уголь, зерно, нефтепродукты и другие грузы, перевозимые насыпью, навалом или наливом. Однако большинство трамповых судов универсальны и могут в случае необходимости перевозить так называемые генеральные грузы - упакованные и неупакованные, товарно-штучные грузы, например, оборудование, химикаты, аппаратуру, металлоизделия, автомобили, тракторы, вагоны, сельскохозяйственную технику. При таких перевозках под груз может быть предоставлено все судно или его часть, определенные грузовые помещения. Договор на перевозку грузов трамповыми судами заключается в виде чартера (см. чартер, чартер партия). Денежная сумма, выплачиваемая фрахтователем фрахтовщику за перевозку груза трамповым судном, определяется размером фрахтовой ставки, которая устанавливаются непосредственно судовладельцем в зависимости от рыночной конъюнктуры. В линейном судоходстве перевозятся генеральные грузы на направлениях с устойчивыми грузопотоками по расписанию между закрепленными портами. Различают три вида линий: односторонние, эксплуатируемые одним судовладельцем; совместные, обслуживаемые несколькими транспортными компаниями; конференциальные, которые организуются и действуют на основе соглашений конференций судовладельческих компаний. Основные преимущества линейного судоходства - регулярность, соблюдение сроков расписания, относительно стабильные цены, эксплуатация специализированного тоннажа, содержание агентов. Тарифы линейных перевозчиков выше фрахтовых ставок при трамповых перевозках. Поскольку линейные суда перевозят, в основном, мелкие партии грузов от большого числа отправителей большому числу получателей, линейные компании принимают грузы к перевозке задолго до подхода судна. Они хранят их на своих складах, организуют и оплачивают погрузку и выгрузку. Стоимость всех этих услуг включается также в плату за транспортировку. Документом, подтверждающим наличие договора перевозки на судах регу-лярных линий, является коносамент.
До заключения контракта купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортно-импортной продукции. Этот фактор характеризует уровень общественно
необходимых затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, при этом оценивается эффективность, качественная характеристика транспортного обслуживания на всем маршруте. В международном товарообмене характеристики можно разделить на количественные и качественные. К количественным относятся: география перевозок, транспортные характеристики товаров, состояние экономики, технология перегрузки и др. К качественным - скорость доставки товара, сохранность перевозимого груза, регулярность курсирования транспорта, эксплуатационная надежность и др.
Транспортный фактор имеет существенное влияние при установлении цены на товар. Прежде всего, это учет транспортной составляющей в цене товара, исходя из географического расположения партнеров по отношению друг к другу и центрам международной, торговли товаром, а также установление экономически обоснованных тарифов на перевозку грузов, отражающих представительный уровень мировых цен в транспортной сфере.
При этом могут действовать два принципа учета в ценах взаимного расположения производителей и потребителей: принцип взаимной выгоды, когда выгоды или невыгоды расположения относительно центров мировой торговли могут делиться между партнерами поровну, и конкурентный принцип, когда производят деление выгод и невыгод местоположения на мировом рынке в зависимости от конкуренции или соотношения между спросом и предложением на обмениваемый товар. При превышении спроса основная нагрузка транспортных расходов ложится на покупателя.
Следует учитывать и еще один принцип, действующий на мировом рынке для определения транспортной составляющей в экспортных или импортных ценах., согласно которому транспортные расходы на территории поставщика или покупателя не оказывают влияния на соответствующие экспортные и импортные цены. Мировые цены в международной практике определяются на условиях франко-граница страны продавца или покупателя. '
Заметим, что конкурентный принцип для мировой торговли является наиболее распространенным и характерным.
Расходы по транспортировке могут быть довольно значительны. Потому-то и необходимо еще до подписания контракта рассчитать возможные затраты по всем звеньям транспортных операций по перемещению товара.
Перечислим основные операции, которые предусматривают оплату за:
- подготовку товара к отгрузке (проверку качества, количества, упаковку, маркировку);
- погрузку-выгрузку внутри страны;
- хранение в пунктах перевалки грузов, в портах;
- перевозку товара до погранпунктов, портов или до транспортных средств, следующих за границу;
- погрузку на судно, в вагон, автомашину, в том числе и в пункте перехода границы;
- перевозку международным транспортом;
- оплату за страхование, таможенное декларирование;
- выгрузку груза в пункте назначения;
- оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;
- оплату по доставке груза на склад покупателя.
Конечно, не все эти операции а значит и оплаты, будут производиться при конкретном базисе поставки, установленном в контракте купли-продажи.
В этом разделе "транспортные условия" контракта купли-продажи обычно предусматриваются при транспортировке морским путем: номинирование порта погрузки (выгрузки) товара, пункта перевалки, передачи груза; выбор проформ чартера или коносамента для оформления договора перевозки; порядок информации о приходе судна в порт погрузки (выгрузки) и определение готовности судна к выполнению грузовых операций.
Здесь также могут быть определены нормы погрузки (выгрузки) и порядок исчисления сталийного времени, условия назначения стивидоров и агентов, ставки, условия и порядок оплаты перевозчику демереджа и диспача.
Для включения в контракт могут быть рекомендованы следующие формулировки в зависимости от базовых условий поставки проданного или закупленного товара.
При поставке на условиях "фОБ"
Например:
"Покупатель или его агент не позднее чем за 15 дней до начала каждого месяца должен по телеграфу сообщать Продавцу предполагаемый график поставки в следующем месяце, который Продавец по получению в течение 72 часов должен подтвердить телеграфом или по телексу. Покупатель даст Продавцу или его агенту, или Судовому агенту в порту погрузки 12 дневный предварительный и 7-дневный окончательный нотис с указанием наименования судна, его флаг, необходимое к погрузке количество, дату прибытия судна в порт погрузки.
Покупатель обязывает судно давать нотис пароходному (судовому) агенту или агенту Продавца в порту погрузки по телеграфу или радио не позднее 72, 48, 24 часов до прибытия судна в порт погрузки. Сталийное время в порту погрузки исчисляется после истечения 6 часов от дачи капитаном нотиса о готовности к погрузке, который может даваться в любое время дня и ночи независимо от того, находится ли судно у причала или нет, т. к. этому могут препятствовать неблагоприятные погодные условия.
Продавцу предоставляются ............. часов для погрузки партии груза в ............ тонн или пропорциональную часть при благоприятных погодных условиях (воскресные и праздничные дни исключаются). Каждая задержка в погрузке товара по вине судна не включается в сталийное время. За превышение сталийного времени свыше ........... часов Продавец обязан Покупателю оплатить демередж в размере ............ за каждые 24 часа или пропорциональную часть, а за досрочную погрузку получить диспач в размере ............. соответственно.
Судовые операции в порту погрузки регулируются предписаниями и обычаями порта."
При поставке жидких товаров на условиях "ФОБ" добавляются следующие условия:
Например:
"Если судно опоздает против окончательного нотиса или причал занят другим судном, то сталийное время считается с началом погрузки, и Покупатель должен оплатить Продавцу связанный с временем ожидания штраф за простой цистерн с товаром в сумме ............... за каждые 24 часа или за пропорциональную часть. Танкер Покупателя должен быть оборудован всем необходимым оборудованием для перекачки товара из железнодорожных цистерн или береговой складской емкости, включая чистые насосы и шланги длиной в 35 метров и диаметром - 4 и подключением того же диаметра.
Покупатель несет ответственность за чистоту, пригодность судна для транспортировки проданного товара (чистоту насосов, шлангов и средств подсоединения).
Продавец не несет ответственность за чистоту танкера и не проверяет чистоту танкера в порту погрузки. Порт погрузки - Санкт-Петербург, порт выгрузки - Гамбург".
При поставке на условиях "СИФ" и "CPR" может быть предложена такая формулировка.
Например:
"Не позднее чем за 15 дней до начала месяца Продавец должен предоставить Покупателю график отгрузки на следующий месяц, который должен быть подтвержден Покупателем не позднее чем в течение 72 часов с даты получения графика.
В течение .......... часов после ухода судна из порта погрузки Продавец или его судовой агент в порту должны по телеграфу или телетайпу сообщить Покупателю наименование судна, дату отплытия судна из порта погрузки, количество отгруженного товара.
Сталийное время в порту разгрузки начинается по истечении 6 часов после дачи капитаном нотиса о готовности разгрузки, который можно дать в любое время дня и ночи, включая воскресные и праздничные дни.
Покупателю предоставляются ................. следующих друг за другом часов для разгрузки партии в ............. тонн или пропорциональную часть (включая воскресные и праздничные дни).
Стоимость простоя судна грузоподъемностью минимум ............... тонн составляет .................. за 24 часа или пропорциональную долю. Для разгрузки должен быть назначен один причал. В случае если по желанию Покупателя будет произведена перестановка судна, то оплата всех расходов, связанных с перестановкой, идут за счет Покупателя и потерянное время причисляется к сталийному".
Примечание: Сталийное время - максимальный период, в течение которого фрахтователи имеют право по условиям чартера или иного договора морской перевозки держать судно под нагрузкой и выгрузкой, не оплачивая ничего, кроме обусловленного фрахта. Демередж - заранее обусловленная компенсация - штраф, которую судовладелец вправе получить от фрахтователя за превышение обусловленной нормы обработки судна - сталийного времени. Диспач - причитающееся фрахтователю от судовладельца вознаграждение - премия за досрочную обработку судна.
При поставке товара в целях сохранения качества товара и создания условий для своевременной и правильной приемки по качеству продавцу следует обеспечить:
- соблюдение правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
- четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат качества, спецификация), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных фактическому качеству поставляемой продукции;
- своевременную отсылку покупателю (грузополучателю) документов, удостоверяющих качество товара;
- соблюдение правил сдачи, погрузки и крепления грузов.
Под сдачей товара понимается передача его во владение импортера в соответствии с условиями контракта, импортер получает возможность осуществлять полный контроль над товаром (вручение товаросопроводительных документов рассматривается как передача самого товара). Передача товара импортеру, именуемая поставкой, производится за счет экспортера.
Под приемкой понимается проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.
Сдача и приемка - это один акт, который в контракте может быть выражен следующей формулировкой: "Товар считается поставленным Продавцом и принятым Покупателем............".
Под порядком сдачи-приемки понимается: вид сдачи-приемки (предварительный и окончательный); срок сдачи-приемки (по количеству и качеству не совпадает); место фактической сдачи-приемки; способ приемки по качеству; метод определения количества и качества фактически поставленного товара; кем осуществляется сдача-приемка товара.
В контракте следует оговорить способ определения количества товара, фактически поставленного экспортером и подлежащего оплате импортером. Если количество выражено в весовых или объемных единицах, то существуют два способа - по отгруженному или по выгруженному весу. Отгруженный вес или количество устанавливаются в пункте отправления и указываются перевозчиком в соответствующем транспортном документе. Оно признается окончательным и определяет сумму платежа. Выгруженный вес или количество устанавливается в оговоренном пункте назначения в стране импортера путем перевешивания присяжными весовщиками и фиксируется в выдаваемых ими отвесах (весовых сертификатах).
Не всегда оплата сверхконтрактного количества производится по цене контракта, поэтому необходимо в контракте установить порядок расчетов за это количество.
Приемка товара по качеству может осуществляться двумя способами: на основе документа, подтверждающего соответствие качества поставленного товара условиям контракта, и путем проверки качества в месте приемки.
Проверка количества и качества может проводиться выборочно или всего поставленного товара. При использовании первого метода в контракте устанавливается доля в процентах от всей партии товара, подлежащая проверке.
В контракте следует обязательно оговорить, кем производится сдача-приемка товара.
В контракте купли-продажи может быть сделана оговорка о том, что с согласия импортера экспортер имеет право поставить товар без приемки.
Например:
"Проданный по настоящему контракту товар будет считаться сданным Продавцом и принятым Покупателем окончательно:
По весу брутто и количеству мест согласно коносаменту (либо грузовой накладной воздушного сообщения, либо товаротранспортной накладной автомобильного сообщения, либо железнодорожной накладной, либо почтовой квитанции).
По весу нетто и другим специфицированным единицам согласно отгрузочной спецификации (либо весовому сертификату, либо упаковочному листу).
По качеству согласно сертификату о качестве завода-изготовителя или гарантийному письму Продавца.
Местом приемки-сдачи товара считается порт отгрузки - Санкт-Петербург".
или
"Товар считается сданным Продавцом и принятым Покупателем предварительно:
а) по количеству - по весу брутто и числу мест согласно коносаменту; по весу нетто согласно весовой спецификации Продавца.
б) по качеству -согласно сертификату качества завода-изготовителя, или гарантийному письму Продавца.
Окончательная приемка по количеству и качеству произойдет в месте назначения на территории РФ в течение .............. дней с даты прибытия товара в это место".
или
"Товар, проданный по настоящему контракту, поставляется без сдачи-приемки".
При приемке товара от перевозчика покупатель должен проверить наличие и исправность на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления (станции, порта), наличие защитной маркировки и исправности тары, соблюдение установленных правил перевозки, обеспечивающих предохранение груза от повреждений и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение и др.).. При обнаружении при приемке повреждений тары или других нарушений должен быть составлен коммерческий акт или сделана пометка на транспортном документе.
Продукция, поступившая в неисправной таре, принимается на складе покупателя при вскрытии тары. При обнаружении в дальнейшем скрытых недостатков также составляется акт.
К участию в приемке товара по количеству и качеству и составлению актов экспертизы, на основании которых покупатель может предъявить претензии продавцу или перевозчику, привлекаются эксперты Бюро товарных экспертиз из Торгово-промышленных палат или их региональных отделений, аварийные комиссары страховых компаний или компетентные представители незаинтересованных организаций (торгового отдела местных органов власти или других организаций).
Например:
Приемка оборудования и гарантии Продавца
Покупатель имеет право направлять своих инспекторов на заводы Продавца. Испытание оборудования должно проводиться на заводе Продавца в присутствии инспектора Покупателя. По окончании испытаний Продавцом составляется протокол, в котором указываются существенные подробности и результаты испытаний, а также соответствует ли изготовленное оборудование условиям договора.
Извещение Продавца о готовности оборудования к испытаниям должно быть послано Покупателю и получено им не позднее, чем за ............... дней до предполагаемого срока испытаний.
Если в течение .............. дней с даты получения извещения Покупатель сообщить Продавцу, что его инспектор не может присутствовать при испытании или Продавец не получит за это время никакого извещения, Продавец вправе произвести испытание в отсутствие инспектора Покупателя, он представляет Покупателю протокол испытания, если испытание обнаружило соответствие оборудования условиям контракта.
Указанный протокол должен быть приложен Продавцом к извещению о готовности товара к отгрузке.
В случае, если инспектор Покупателя установит, что оборудование или запчасти не соответствуют условиям контракта и имеют дефекты, Продавец обязан немедленно своими средствами, за свой счет устранить таковые, причем это не дает права Продавцу нарушить сроки поставки оборудования.
После устранения дефектов оборудование должно быть по требованию Покупателя испытано вновь.
В случае, если при испытании не будут обнаружены недостатки, инспектор Покупателя дает разрешение на отгрузку оборудования.
Перед отгрузкой оборудования Продавец должен произвести контрольную сборку узлов, входящих в комплектную линию, и обкатку.
Если отгрузка механизмов и узлов производится в разобранном виде, то для сборки их на месте монтажа Продавец должен поставить вместе с оборудованием за свой счет необходимые средства (электроды, инструмент и т. д.).
Продавец гарантирует:
- что на поставленном оборудовании и материалах, характеристики которых оговорены в Приложении ? ........... к настоящему контракту, будут достигнуты гарантированные показатели, указанные в Приложении ? ..........;
- что поставляемое оборудование и технологический процесс, а также автоматизация и механизация процесса производства соответствуют наивысшим достижениям мировой техники для данного вида оборудования, известного на период разработки техдокументации;
- высокое качество материалов, которые используются для изготовления оборудования, безупречную обработку деталей и оборудования и высокое качество их технического исполнения, монтажа и сборки;
- что поставляемое оборудование изготовлено в полном соответствии с техническими условиями Приложений ? ............. к настоящему контракту;
- что комплектность поставляемого оборудования и переданной техдокументации соответствует требованиям, обусловленным в контракте.
Срок гарантии нормальной и бесперебойной работы комплектных линий устанавливается 12 месяцев с даты пуска линий в эксплуатацию при трехсменной работе, однако, не более 18 месяцев с даты поставки последней комплектной позиции оборудования линии. Этот срок соответственно продлевается, если по вине Продавца имела место задержка в пуске оборудования в эксплуатацию или эксплуатация оборудования была приостановлена. Датой пуска линий в эксплуатацию считается дата протокола, подписанного сторонами об окончании приемных испытаний и приемки Покупателем линий в эксплуатацию.
Если в течение срока гарантии выявятся недостатки, неполнота или некомплектность технической документации, описание метода производства или других технических документов полностью или частично или оборудование окажется дефектным или не соответствующим условиям контракта, или некомплектным, то, независимо от того, могло ли это быть установлено при рассмотрении технической документации и/или при испытании оборудования, Продавец обязуется по требованию Покупателя незамедлительно без какой-либо дополнительной оплаты со стороны Покупателя устранить без промедления обнаруженные дефекты путем исправления, либо замены технической документации и/или дефектных машин, аппаратов или частей новыми.
В этом случае Покупатель имеет право требовать уплаты штрафа как за просрочку в поставке, считая с даты заявления претензии до дня устранения дефекта или даты поставки оборудования, поставленного взамен дефектного. Общая сумма штрафа не может превышать ................ % от стоимости оборудования, включая штраф за просрочку в поставке.
Дефектное оборудование или части, взамен которых поставлены новые, возвращаются Продавцу по его требованию и за его счет в срок, согласованный сторонами.
Указанный выше срок гарантии в отношении исправленных машин или новых аппаратов, поставленных взамен дефектных, начинается снова с момента их ввода в эксплуатацию.
Если Продавец по требованию Покупателя в согласованный сторонами срок не устранит заявленных дефектов, то Покупатель вправе устранить их сам за счет Продавца без ущерба для своих прав по гарантии, причем Продавец обязан оплатить ремонт в сумме нормальных фактических расходов. Мелкие недостатки, не терпящие отсрочки и не требующие участия Продавца в их устранении, исправляются Покупателем с отнесением на Продавца нормальных фактических расходов.
Если недостатки неустранимы, то Покупатель вправе отступиться от контракта или требовать соответствующего уменьшения контрактной цены. Гарантийные показатели указаны в Приложении ? .............. Если гарантийные показатели, указанные в Приложении ? ........... не будут достигнуты во время проведения гарантийных испытаний по вине Продавца, то Продавец обязуется в кратчайший срок, согласованный сторонами, внести за свой счет необходимые исправления и/или замену оборудования и/или отгрузить дополнительное оборудование и провести его монтаж.
По истечении срока Продавец повторно проводит испытания, и их результаты являются окончательными.
Претензии по качеству и количеству
Рекламации
Рекламациями называются претензии, предъявляемые импортером к экспортеру в связи с несоответствием качества или количества поставляемого товара условиям контракта. Они могут предъявляться только по таким вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, произведенной в соответствии с условиями контракта.
Стороны в контракте устанавливают порядок предъявления рекламаций; сроки их заявления; права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций; способы урегулирования рекламаций.
Рекламации предъявляются в письменной форме и содержат следующие данные: наименование товара; его количество и место нахождения; основание для рекламации с указанием, в связи с какими именно недостатками она может быть предъявлена; конкретные требования импортера по ее урегулированию. К ней прикладываются все необходимые доказательные документы.
В контракте устанавливается срок ответа на претензию после ее получения (например, 10 или 30 дней), в течение которых Продавец обязан рассмотреть претензию и сообщить Покупателю свое решение. Иначе будет считаться, что претензия принята Продавцом и Покупатель имеет право обратиться в арбитраж с отнесением расходов на счет Продавца.
В связи с порядком заявления претензий в контракт целесообразно также включить дополнительные оговорки. Так, может быть зафиксировано, что заявление претензии по какой-либо партии товара не может служить основанием для отказа Покупателя принять товар по рекламированным поставкам, так и по другим поставкам в счет данного контракта. Также может быть оговорено, что товар, по которому заявлена претензия, хранится отдельно в условиях, предотвращающих ухудшение его качества и смешивание с другими товарами, и он не может быть использован без согласия на то Продавца.
Например:
"При обнаружении по прибытию товара в пункт назначения несоответствия его качества условиям контракта при обстоятельствах, исключающих ответственность перевозчика, или в случае установления недостачи товара внутри нарушенной оригинальной упаковки производителя товара, т.е. при отсутствии следов доступа к грузу в пути, Покупатель имеет право предъявить претензию к Продавцу.
Претензии по количеству должны сопровождаться актом, составленным в месте назначения товара, с участием представителя Продавца, или актом официальной контрольной организации.
В случае предъявления претензии по качеству товара от рекламируемой партии товара должны быть отобраны 3 пробы/образца в присутствии представителей Продавца и Покупателя. Пробы должны быть ими опечатаны. Две из отобранных проб должны быть препровождены вместе с претензией Продавцу. Одна из двух полученных проб направляется Продавцом для контрольного испытания соответствующему государственному институту РФ. Результаты, полученные последним, будут окончательными и обязательными для обеих сторон.
Расходы по проведению проверки будет нести Покупатель, если проверкой не подтвердится обоснованность претензии. Претензии могут быть заявлены по количеству не позднее ................ дней, а по качеству не позднее ................ дней с даты поставки в письменной форме с указанием наименования товара, его количества и местонахождения, основания для рекламации и предложения по способу ее удовлетворения. Срок рассмотрения рекламации и решения по ней. устанавливается для Продавца ................ дней".
или
"В случае обнаружения при приемке товара в РФ расхождений по качеству против требований контракта Продавец имеет по выбору Покупателя право предоставить отвечающую пониженному качеству скидку, которая подлежит установлению между сторонами, или заменить забракованный товар на товар безупречного качества, при этом все расходы, связанные с отправкой рекламированного товара в РФ и с возвратом товара из РФ в порт отгрузки, идут за счет Продавца.
С согласия Покупателя Продавец может вместо обмена товара его забрать и возвратить Покупателю уплаченную за него цену. При этом Продавец обязан возместить Покупателю также транспортные расходы по поставке недостаточно качественного товара от порта отгрузки до места поставки в РФ и обратно в порт отгрузки. В случае, если будет установлена при проверке качества специалистами какая-то разница в качестве товара против обусловленного в контракте, то Продавец возместит Покупателю все связанные с проведением экспертизы расходы.
В случае недостачи внутри мест или несоответствия качества товара качеству, обусловленному в контракте, стороны будут решать рекламацию на базе приемо-сдаточного протокола, который составлен получателем в присутствии представителя государственной или общественной организации".
Если товар не соответствует контракту. Покупатель может потребовать замены товара только в том случае, когда это несоответствие составляет существенное нарушение контракта и требование о замене товара заявлено либо одновременно с извещением, либо в разумный срок после него.
Утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на Покупателя, не освобождает его от обязанности уплатить цену, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями Продавца.
Убытки за нарушение контракта одной из сторон составляют сумму, равную тому ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения контракта.
При продаже машинных изделий оговорка о предъявлении рекламаций может иметь следующий вид:
Например:
"Претензии могут быть заявлены Покупателем Продавцу в отношении:
а) качества товаров, на которые не представляется гарантия (включая нарушение комплектности или ассортимента) - в течение шести месяцев с даты поставки, за исключением случаев, за которые несет ответственность перевозчик;
б) количества товаров (внутритарные недостачи, включая бой или повреждения) - в течение трех месяцев с даты поставки, при условии, что груз прибыл к месту назначения в неповрежденной упаковке и нет места для ответственности перевозчика;
в) качества товаров, на которые предоставлена гарантия, - не позднее тридцати дней по истечении срока гарантии, за исключением случаев, за которые несет ответственность перевозчик.
Непредъявление претензии в сроки, указанные в пунктах "а", "б" и "в" настоящей статьи лишает покупателя права обращаться в арбитраж. Претензии должны направляться Покупателем Продавцу заказным письмом с обязательным приложением рекламационных актов, актов аварийных комиссаров и других компетентных органов, коносаментов, спецификаций, сертификатов качества, а при внутритарной недостаче упаковочных листов также других документов, подтверждающих обоснованность претензии".
В зависимости от условий поставки аккредитив может быт использован не на полную стоимость (на 90 %, например). Оставшаяся сумма выплачивается, например, после прибытия товара в порт. назначения и окончательного определения количества (может, и качества) товара. Если покупателем будут предъявлены рекламации по поставленному товару, то в возмещение этих рекламаций будут произведены удержания из остающейся суммы аккредитива.
При поставке сложного оборудования, требующего монтажа и технического обслуживания силами Продавца, контракт должен содержать условия, оговаривающие порядок монтажа и техобслуживания, они могут быть включены отдельным пунктом в текст контракта или даны в Приложении или отдельном контракте.
Условия гарантии можно изложить в следующей редакции:
"Продавец гарантирует нормальную работу оборудования, а также его отдельных узлов и деталей в течение ..................... месяцев с момента завершения его монтажа, пуска его в эксплуатацию, однако не более ................. месяцев с даты поставки, при условии надлежащей эксплуатации оборудования и использования сырья и материалов требуемого качества, предусмотренных стандартом ............... .
В случае задержки в монтаже/пуске оборудования в эксплуатацию по вине Продавца срок гарантии, исчисляемый с даты поставки, отодвигается на время такой задержки, возникшей по вине Продавца.
Если в течение гарантийного срока при соблюдении перечисленных условий оборудование или какие-либо его узлы и детали окажутся дефектными или несоответствующими условиям настоящего контракта, Покупатель вправе требовать либо устранения дефектов, либо уценки товара, либо замены как всего оборудования, так и отдельных его узлов и деталей.
Устранение дефектов, а также замена дефектного оборудования или отдельных его частей и деталей производится Продавцом и за его счет.
В случае, если Покупатель требует уценки товара, Продавец вправе по своему усмотрению либо устранить дефект, либо заменить дефектную часть, либо предоставить Покупателю уценку в согласованном размере.
По договоренности сторон Покупатель вправе устранить дефект, а также произвести мелкий ремонт самостоятельно, с отнесением на Продавца фактических расходов, включая расходы на привлечение специалистов, без ущерба для своих прав по гарантии.
Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом и/или заменой дефектного оборудования или его дефектных узлов и деталей, как на территории страны Покупателя, страны транзита, так и на территории страны Продавца несет Продавец.
В случае, когда производится устранение дефектов либо замена дефектного оборудования или его дефектных узлов и деталей, сроки гарантии для основного оборудования продлеваются на время, в течение которого оборудование не использовалось вследствие обнаруженного дефекта".
1 | 2 | 3 | 4 |