Документы по подготовке экспортной сделки
1 | 2 | 3 | 4 |
Несколько слов о порядке аннулирования контракта
Типовые контракты и соглашения об общих условиях поставки
Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет об этом покупателя. При несогласии он либо считает себя свободным от своих обязательств по оферте, о чем письменно извещает покупателя, либо посылает ему новую оферту, с учетом предложенных покупателем условий или на новых условиях, отличных от предложенных покупателем.
Неполучение ответа от покупателя в течение установленного в оферте срока равносильно его отказу от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает продавца от сделанного им предложения.
Только после отказа покупателя товар может быть предложен другому, но на тех же условиях, на которых выдана первая твердая оферта.
Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения контроферты продавцом (акцента) сделка считается заключенной.
Первая твердая оферта - это твердая оферта для покупателя, который обладает преимущественным правом закупки или сбыта предлагаемого товара на данном рынке, именуемым "правом первой руки".
Свободная оферта - это документ, который может быть выдан на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям. Он не связывает продавца своим предложением, не устанавливает срок для ответа.
Количество выдаваемых свободных оферт желательно ограничить, иначе на рынке может создаться впечатление, что предлагаемого товара много и его хотят скорее продать. По существу это предложение вступить в переговоры.
Подтверждение заказа - это коммерческий документ, представляющий собой сообщение экспортера о принятии условий заказа покупателя без оговорок.
Например:
"Подтверждаем получение Вашего заказа ? ... на поставку 60 фрезерных станков и принимаем его к исполнению. Ваш заказ будет выполнен нами со всей тщательностью и в договорные сроки".
Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной коммерческой практике называется контрактом.
Контракт купли-продажи является основным коммерческим документом, оформляющим внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца-экспортера передать определенное имущество в собственность покупателя-импортера и обязательство покупателя-импортера принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки. При заключении внешнеторговой сделки стороны должны определяться, право какого государства будет применяться для регулирования формы заключения сделки и прав и обязанностей сторон, урегулирования спора. В контракте купли-продажи непременным условием является переход права собственности На товар от продавца к покупателю. В этом состоит основное отличие договора купли-продажи от всех других видов договоров - арендного лицензионного страхования и других, где предметом договора является либо право пользования товаром, либо предоставление услуг. В международной торговой практике существуют самые разнообразные контракты, их содержание зависит от операции, которую собираются совершить контрагенты. Но несмотря на все разнообразие видов контрактов, в основе каждого из них лежат положения классического контракта купли-продажи, который рассматривается в данной работе. Сформулировать все условия контракта достаточно полно и четко трудно. Практически при заключении контракта невозможно предусмотреть все возможные вопросы, которые могут возникнуть при его исполнении.
Правовой режим внешнеторговых сделок купли-продажи унифицирован Венской конвенцией (1980 г.), единообразное толкование и применение условий сделок призвано в значительной степени облегчить как заключение, так и исполнение контрактов, поскольку содержание прав и обязанностей сторон определяется вне зависимости от того, право какой страны-продавца или покупателя - подлежит применению. Положения Конвенции относительно прав и обязанностей сторон контракта купли - продажи применяются и взаимоотносятся конкретных, заключивших такой контракт, партнеров и в том случае, если они в этом контракте не урегулировали свои взаимоотношения каким-либо иным образом, чем это зафиксировано в Конвенции. Последняя предоставляет участникам право сформулировать условия сделки в соответствии с достигнутой договоренностью, и только в том случае, когда тот или иной вопрос не урегулирован в контракте, стороны соглашаются на условия Конвенции.
Ниже рассматриваются пункты внешнеторгового контракта с примерными формулировками, даются рекомендации по исполнению.
Контракт выполняет следующие функции:
- юридически закрепляет отношения между партнерами, придает им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;
- определяет порядок, способы и последовательность совершения действий партнеров;
-предусматривает способы обеспечения выполнения обязательств. Надо иметь в виду, что в силу прямого указания, содержащегося в Конвенции (ст. 90), она не затрагивает действия других международных соглашений по вопросам, являющимся ее предметом регулирования, если стороны договора имеют свои коммерческие предприятия в государствах - участниках такого соглашения. Для России это Общие условия поставки товаров, действующие с КНДР, КНР, Общие условия поставок СЭВ, если в договоре имеется ссылка на них. Общие условия поставок СЭВ-Финляндия, Россия и Швеция.
Для контрактов, заключаемых с организациями и фирмами из стран Восточной Европы (включая восточные земли ФРГ), а также Кубы, Монголии и Вьетнама, сохраняют свое значение как рекомендательный документ и "Общие условия поставки между организациями стран-членов СЭВ (ОУП СЭВ последняя редакция 1988 г.)". В нем содержится трактовка восьми базисных условий поставки: трехводных-ФОБ, КАФ, СИФ, железнодорожного-франко вагон госграница страны Продавца; двух автомобильных - франко-автомобиль Покупателя (франко-перевозчик), франко-автомобиль госграница страны Продавца; авиационного-франко аэропорт Продавца; почтового - франко-получатель.
ОУП СЭВ содержит положение о моменте перехода прав собственности на товар с Продавца на покупателя, поэтому этот вопрос в контракте, где есть ссылка на "Общие условия поставки СЭВ", отдельно оговаривать не нужно.
Сохраняют действие двусторонние ОУП СССР-КНР (вступили в силу с 1 мая 1990 г.) и ОУП СССР-КНДР (вступили в силу с 1 января 1982 г.). При расхождении положений этих ОУП и Венской конвенции приоритет отдается ОУП (это предусмотрено статьей 90 Венской конвенции).
Другие ОУП (ОУП СССР-Финляндия 1978 г. и ОУП СССР-СФРЮ 1977г.) носят факультативный характер, т. е. применяются лишь в случаях, когда на них сделана ссылка в контракте.
Общие условия поставок СЭВ (ОУП СЭВ 1968/1988 гг.) в настоящее время применяются с большинством стран, входивших в СЭВ, в тех случаях, если на них сделаны ссылки в контракте.
При составлении контракта важно знать (установить), правом какого государства будут регулироваться отношения по конкретному контракту, т. к. имеются существенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в праве разных государств.
В силу ст. 166 Основ гражданского законодательства 1991 г., действующих в РФ с 3 августа 1992 г., применимым признается право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи. А это значит, что если спор между сторонами будет разрешаться в арбитраже в России, то к экспортным контрактам российских предпринимателей (если нет иного соглашения сторон) применяемое по общему правилу будет признано российское право, а по импортным - право страны контрагента. С точки зрения действующего российского права и права многих других государств, не имеет значения в определении применяемого права место заключения внешнеторгового контракта. Поэтому желательно предусматривать в контракте условие о применяемом праве.
Нужно постоянно следить за изменениями в действующем законодательстве по внешнеэкономической деятельности; еще до того как заключить контракт, необходимо выяснить следующие вопросы:
- разрешен ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны;
- облагается ли товар экспортной (импортной) пошлиной, каков размер этих пошлин;
- подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения, сколько будет стоить получение лицензии;
- необходимо ли получение специальных разрешений на вывоз (ввоз) товара;
- требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других санитарных и экологических сертификатов;
- какие имеются льготы по вывозу (ввозу) товара (освобождение от пошлин, налогов, сборов);
- имеются ли какие-нибудь особенности в порядке осуществления платежей с предпринимателями из страны планируемого экспорта (импорта);
- какие еще документы необходимы для обеспечения пропуска товара за границу.
При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежными партнерами прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит контрагент, международные договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств (о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения). Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень таможенного обложения, налогов и сборов и, следовательно, на уровень цен. Наличие договоренности о контингентах взимопоставляемых товаров создает предпосылки для получения, льгот, а по вопросам платежей предопределяет контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.
Важно определять также, будут ли подлежать применению к отношениям по заключенному контракту положения Венской конвенции. Она безусловно применима, если государство, где находится зарубежный партнер, также участник этой Конвенции. Следует иметь в виду, что Венская конвенция регулирует отношения по контракту международной купли-продажи и в случае, когда партнер российской стороны находится в государстве, не являющимся участником Конвенции (например, в Великобритании, Японии, Корейской Республике, Индии и Сингапуре).
Заключение кратких контрактов требует от российских предпринимателей четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы контракта. Контракты не должны составляться по трафарету без достаточного учета вида товара, являющегося предметом купли-продажи, они должны учитывать, с каким партнером из какой страны они заключаются, применяемое право. Редко используются ссылки на стандартные условия, общие условия, принятые в международной торговле.
При составлении внешнеторгового контракта следует учитывать положения введенного Федеральным Законом РФ 30 ноября 1994 г. и 26 января 1996 г. Гражданского кодекса России, его первой и второй частей.
Статья 1 гласит, что "гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора.
В статье 2 устанавливается, что "гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав..."
В статье 7 говорится, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ частью правовой системы Российской Федерации".
Ниже рассматриваются пункты контракта купли-продажи с примерными формулировками, даются рекомендации переполнению.
Контракт купли-продажи содержит следующие пункты (разделы, статьи):
При купле-продаже машин и оборудования, приборов в контракт добавляются такие пункты как технические условия, техническая документация, гарантийный срок, техническое обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, снабжение запасными частями. Перечисленные пункты обычно помещают в Приложения, которые являются неотъемлемой частью контракта.
Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова "контракт" в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле указываются фирменные наименования сторон, т. е. те наименования, под которыми они зарегистрированы в своей стране, и местонахождение контрагентов (название страны и города). Дается определение сторон как контрагентов. Например, "Продавец" и "Покупатель". Сначала определяется, какая из сторон является "Продавцом".
Каждый из перечисленных реквизитов является обязательным, так как в некоторых странах контракт, не имеющий одного из них, может быть признан недействительным.
Например:
Контракт ?270190001
г. Москва 25 октября 1990 г.
Настоящий контракт заключен между внешнеторговым хозрасчетным объединением "Союзхимэкспорт", г. Москва, именуемым в дальнейшем "Продавец", с одной стороны", и фирмой "Мюллер ГМБХ", г. Гамбург, именуемой в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны, ........... о нижеследующем......................".
По импорту:
"Между фирмой ................................. именуемой в дальнейшем "Продавец", с одной стороны, и внешнеторговым хозрасчетным объединением "Союзхимэкспорт", именуемым в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны, по которому Продавец продал, а Покупатель купил нижепоименованные товары на указанных ниже условиях с учетом обычных условий покупки, изложенных на обратной стороне этого контракта. Толкование торговых терминов базисных условий поставки следует "Инкотермс 90".
По сложившейся практике номер контракта присваивается в соответствии с правилами делопроизводства, существующими в организации, которая подготавливает проект контракта, т. е. представляет на переговоры отпечатанный текст документа, предварительно согласованный сторонами.
Рекомендуем иметь в виду, что в международной торговой практике встречается большое разнообразие вариантов нумерации контрактов, применяемой в разных странах и различными организациями. В них могут включаться как цифровые, так и буквенные компоненты.
После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, наиболее употребительное на территории, куда продается товар, или где функционирует фирма-покупатель, характеристика, модель, сорт и т. д. (по таможенной классификации страны назначения). За основу национальных внешнеторговых классификаций большинством капиталистических стран, а также Югославией, принята стандартная международная классификация ООН (СМТК). Товары разделены в ней по разделам, группам и подгруппам по степени обработки продуктов.
С 1 января 1988 г. вступила в силу Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС), которая базируется на Брюссельской таможенной номенклатуре и на внешнеторговом таможенном классификаторе ООН (СМТК) с учетом 12 других международных и национальных классификационных систем.
В ней 21 раздел, 96 групп, 33 подгруппы, 1241 товарная позиция, 3553 подпозиции и 5019 субпозиций. В основе товарной номенклатуры лежит совокупность различных признаков товаров: происхождение, вид материалов, назначение товара, его химический состав. Группы образованы исходя из принципа последовательности,их обработки: от сырья, полуфабрикатов до готовых изделий.
Наша товарная номенклатура внешнеторговой деятельности (ТН ВЭД), (ТН ВЭД СНГ), классификационная схема которой базируется на гармонизированной системе (СТС), введена в действие в 1991 г. Наименования и цифровые коды товарных позиций унифицированы с СТС, что облегчает задачу правильного наименования товаров, находящихся в номенклатуре. Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта. В этом случае в разделе указывается общая стоимость по контракту.
В контракте устанавливается единица измерения количества, порядок его определения, систем мер и весов.
Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: мерами веса, объема, длины, площади, в штуках, в условных единицах, комплектах. Выбор зависит от характера самого товара и от сложившейся практики в мировой торговле тем или иным товаром. Так, например, для химических товаров, зерновых, угля, руд цветных металлов это меры веса. В торговле лесоматериалами употребляются меры длины и объема (куб/м), нефтепродуктами - как меры веса, так и объема (баррель), хлопком - веса, но размер товарных поставок может выражаться количеством кип определенного среднего веса, в торговле некоторыми другими товарами (ртуть, спички, кофе, кишки) единицей измерения количества служит количество, находящееся в определенной упаковке - бутыли, коробке, мешке, пачке. Количество некоторых товаров определяется в пересчете на условные единицы - консервы в условных банках, ряд химических товаров - в пересчете на 100 % основного вещества (например, удобрения).
Количество может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. На массовые сырьевые и продовольственные товары, поставляемые насыпью, навалом или наливом, обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого экспортером количества товара от количества, обусловленного в контракте. Эта оговорка называется оговоркой "Около" и ставится перед цифрой, определяющей количество товара. Также оговорка "около" может быть выражена после цифры, обозначающей количество, словом "больше или меньше на ........ % или ставится знак "+.........%".
Оговорка иногда базируется на торговых обычаях. Так, на зерно она составляет + 5%, на кофе + 3%, на каучук - 2,5%, на лес + 10%.
При торговле машинами и оборудованием отклонение в весе допускается и не штрафуется до + 5%.
Количество машин, оборудования, товаров длительного пользования, предметов потребления и других готовых изделий устанавливается в штуках.
В контракте следует оговорить, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают вес брутто, полубрутто, брутто за нетто, нетто.
Некоторые массовые товары подвержены естественной убыли в период транспортировки, причиной которой является усушка, утруска, утечка и т. д. Стороны в таком случае делают в контракте оговорку, так называемую "франшизу" (размер отклонения) и определяют, кто принимает на себя естественную убыль.
Продавец при этом несет ответственность только за недостачу товара, происшедшую во время его транспортировки и превышающую установленный в контракте размер естественной убыли, которая составляет обычно 0,5 - 3% в зависимости от товара.
Определить качество товара в контракте купли-продажи, значит установить качественную характеристику товара, т. е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению, в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий. Определить качество можно: по стандарту, по техническим условиям, по спецификации, по образцу, по описанию, по содержанию отдельных веществ в товаре, по выходу готового продукта, по натурному весу, по размеру отдельных частей, по способу "тель-кель".
Этот способ означает поставку товара "каким он есть". Продавец не несет ответственности за качество поставляемого товара. Покупатель обязан принять товар независимо от его качества, если он соответствует наименованию (виду, сорту), указанному в контракте. Этот способ применяется, в частности, при продаже урожая зерновых, цитрусовых "на корню" (еще не снятого), а также при морской перевозке грузов, когда продавец не несет ответственности за ухудшение качества товара в пути, отходов, утильсырья.
При продаже оборудования указываются его производительность, мощность, расход топлива, и энергии. Качественные характеристики машин и оборудования обычно настолько обширны, что, как правило, перечень их выносится в приложении к контракту.
Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество поставляемого товара должно соответствовать среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного товара.
1 | 2 | 3 | 4 |